Мы живем в уникальное время. Наше поколение было свидетелем смены тысячелетий, многие помнят «проблему 2000», решением которой были заняты практически все участники ИТ рынка. Сегодня мы стоим на пороге четвертой промышленной революции – уникального явления, которое изменит наш мир, затронет практически все сферы деятельности человека, кардинально повлияет на большинство секторов экономики.
В нашей компании несколько лет назад создано подразделение, которое занимается изучением мегатрендов – мировых тенденций, определяющих будущее планеты, и того, к чему игрокам рынка стоит быть готовым и где искать новые возможности для роста бизнеса. Мы ежегодно публикуем соответствующие исследования, выделяя на текущий момент такие мегатренды: ускоренная урбанизация, изменение демографии, гипер-глобализация, ускорение инноваций.
Сегодня я хотел бы рассказать про первый из этих мегатрендов и его влияние на экономику в целом.
Итак, ускоренная урбанизация. Согласно прогнозам, к 2030 году население Земли составит 8,5 млрд человек. 97% прироста населения будет приходиться на развивающиеся экономики, а большинство из этих людей станут называть своим домом конкретные мегаполисы, а не страны. К 2025 году более половины населения Земли – 5 млрд человек – будут жить в городах; при этом на азиатские метрополии придется около 2,5 млрд человек.
По мере того, как люди переезжают в города, последние становятся крупнее, численность таких мегаполисов увеличивается. В 1990 году было всего 10 городов с населением более 10 млн человек, но к 2030 году мы увидим 41 такой мегаполис. В глобальном масштабе с 2000 по 2030 год площадь урбанизированных земель может утроиться.
Крупные города способствуют экономическому росту. К 2025 году урбанизация станет залогом появления в мировой экономике еще 1,8 млрд потребителей, 95% из которых – на развивающихся рынках. По прогнозам, в 2025 году потребители на развивающихся рынках потратят 30 трлн долларов, что в 2,5 раза больше в сравнении с 2010 годом. Города станут драйверами роста – к примеру, к 2025 году ВВП одного китайского Тяньцзиня будет эквивалентен ВВП всей Швеции. Бизнес станет оперировать такими категориями, как выход на рынок отдельного мегаполиса, а не страны в целом.
По мере изменения социальных установок в обществе женщины будут оказывать все более серьезное влияние на мировую экономику: от растущего участия в мировых трудовых ресурсах до экономического благосостояния и драйверов расходов. По оценкам, в США в 2015 году женщины контролировали капитал на сумму 14 трлн долларов и влияли на 85% всех потребительских покупок. Такие же тенденции будут наблюдаться и на развивающихся рынках.
По оценкам, в следующем десятилетии около 1 млрд женщин, в основном в развивающихся странах, станут новыми участниками экономической деятельности в качестве сотрудников, работающих полный рабочий день, или микропредпринимателей. Растущие темпы городской миграции, доступ к образованию, улучшение здравоохранения, мобильные технологии и микрокредитование будут и впредь подпитывать эту тенденцию.
Однако в то время, когда в развивающихся странах растет средний класс, разрыв между бедными и богатыми в развитых странах увеличивается, и многие потребители вынуждены руководствоваться в большей степени стоимостью товара, чем его качеством. Если экономика 20-го века может быть охарактеризована увеличением представителей среднего класса в промышленно развитых странах Европы и США, то экономика 21-го века будет определяться ростом среднего класса в развивающихся странах, преимущественно в Азии, и особенно в Индии и Китае.
Отдельный интерес у бизнес-сообщества вызывает Африканский континент с его мощным потенциалом, богатыми природными ресурсами и высокой численностью населения. Сегодня Африка становится одним из фокусных направлений для развития бизнеса крупных предприятий. Странам черного континента свойственны мировые тенденции на укрупнение городов и ускорение процессов урбанизации – в Африке сегодня почти четыре десятка городов-миллионников, а это как трудовые ресурсы, так и потенциальные потребители товаров и услуг. К примеру, численность населения нигерийского Лагоса увеличилась в сто раз за последние 60 лет – с 200 тыс. человек до почти 20 млн! Сегодня Лагос входит в десятку крупнейших городов в мире, и, по прогнозам, к 2100 году население этого города превысит численность населения Германии, Франции или Великобритании, достигнув 85-100 млн человек! Стоит отметить, что к 2030 году, 32% африканского населения будет младше 30 лет, а к 2035 году трудоспособное население Африки станет самым многочисленным на планете.
В целом в мире, приток городских потребителей приведет к появлению новых бизнес-моделей, изменению способов совершения покупки и увеличению запроса на кастомизированные услуги. Возможности 3D-печати, подобные тем, которые продвигает HP, позволят городам реагировать на растущие и меняющиеся потребности своих жителей, печатая по требованию все, что угодно – для строительства, развлечений, покупок, образования, даже для новых видов продуктов питания – это станет проще, чем полагаться на привычную сегодня цепочку поставок. Используя 3D-печать, можно, к примеру, преобразовать несколько соединенных между собой деталей или узлов конструкции в один единый элемент для упрощения производства.
По мере того, как с каждым месяцем миллионы людей по всему миру переезжают в города, создается огромная нагрузка на городскую инфраструктуру и энергоресурсы, растут затраты на строительство жилья, заставляя дома, офисы и города становиться «умными» и эффективными. Для решения этой проблемы налицо всплеск числа проектов в области умного градостроения. За последние два года число инициатив «умного города» почти удвоилось. По мере того, как все больше людей переезжают в города, спрос на жилье и рабочие коворкинг места растет, и создание подобной инфраструктуры – восходящий тренд во всем мире.